Поход ледореза «Ф. Литке» по великому Северному морскому пути.
20 сентября 1934 года ледокол «Фёдор Литке» под руководством начальника экспедиции Д. С. Дуплицкого, капитана Н. М. Николаева и научного руководителя В.Ю. Визе совершил первое в истории сквозное плавание Северным морским путём за одну навигацию. "Литке" предстояло спасти зимующие у северных берегов суда Ленской экспедиции, которая совершала поход от устья реки Лены в Архангельск. Также экипаж ледореза должен был провести научные исследования и проверить возможность прохождения судов в условиях Крайнего Севера.
Из Владивостока ледорез "Литке" вышел 13 июля 1934 года. Он прошел через Берингов пролив в Чукотское море, однако в районе мыса Отто Шмидта сильные ветра прижали лед к берегу, из-за чего судно не смогло пройти и задержалось на десять суток. Когда из-за смены ветров льды разделились, экспедиция продолжила путь на запад, и 4 августа судно достигло бухты Тикси.
2 сентября «Литке» вошел в бухту Диксон. Здесь он оставался до 14 сентября, обслуживая экспедиции, ходившие в Карском море. 17 сентября судно прошло пролив Югорский Шар и к 20 сентября встало на якорь в Мурманске.
В ходе плавания экипаж «Литке» применил методику продвижения в сложных климатических условиях Крайнего Севера с поддержкой других судов и тщательной авиаразведкой.
Полученный опыт позволил в дальнейшем сделать подобные плавания регулярными.
«Ф. Ли́тке» — линейный ледокол российского арктического флота. Назван в честь русского исследователя Арктики, адмирала Фёдора Петровича Литке. Построен в 1909 году в Великобритании под названием «Канада», а позже — «Earl Grey». Водоизмещение судна составляло 4850 тонн.
«Литке» не крушил лёд тяжестью корпуса, а ударами своего острого форштевня проделывал во льду трещину и затем вклинивался в неё, расширял до нужных пределов. Такие суда в терминологии первой половины XX века было принято называть ледорезами
Во время Первой мировой войны российское правительство купило судно, чтобы использовать для зимних перевозок грузов и охраны беломорских коммуникаций.
«Ф.Литке» был участником многих экспедиций по освоению Северного морского пути».
В конце лета 1941 года «Литке» был вооружен артиллерией и включён в созданную Беломорскую флотилию. Зимой 1941 и в 1942 годах он расчищал проходы во льдах к Архангельску для Атлантических конвоев.
Две экспедиции 1948 и 1955 годов были полностью посвящены гидрографическим исследованиям арктических морей. В 1955 году «Литке» установил мировой рекорд, достигнув 83°11, не дойдя 440 морских миль (810 км) до Северного полюса, а затем благополучно возвратившись домой. Находился в эксплуатации до 1959 года.
28 ноября
17.40 – 19.00
Кино-конференц-зал
Вход свободный, по регистрации
12+
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.