Цикл встреч
Борис Павлович и Кристина Матвиенко исследуют театральные практики как способ жить «лучше» в современной реальности.
В истории театра есть моменты, когда он сознательно выходит за пределы только «профессии» (или только «эстетики») и становится пограничным между искусством и жизнью полем. Идеи Николая Евреинова, педагогика Рудольфа Штейнера, театр Ежи Гротовского и антропологический театр Эудженио Барбы, коммуна Арианы Мнушкин, интернациональная труппа Питера Брука, педагогика угнетенных Паоло Фрейре, форум Аугусто Боаля, опыты работы с «другим» Бориса Юхананова, социальный танец Жерома Беля, социальная инженерия Rimini Protokoll, инклюзивные практики Бориса Павловича — все это размыкает театр вовне и в итоге помогает людям жить. В современном театре и перформативных практиках эта прагматика стала очень важной. Она круто меняет функцию и роль художника, чтобы прийти к какому-то новому виду деятельности — по преобразованию мира через преобразование себя.
Встречи предполагают живой диалог с аудиторией. Рассказываем, обсуждаем, при необходимости встаём со стульев и пробуем на себе.
Обратите внимание, встреча в воскресенье не повторяет субботнюю, а развивает заданную тему.
Театр для самого себя
Театр перемен вокруг себя
Социальный театр всех изводов (и не только театр) – сейчас в центре теоретического и практического внимания. Это смешно – театр не может не быть социальным, ведь социальное – оно не между вами, оно в вас (Лев Выготский). Но на теле аполитичного и принципиально связывающего себя только с эстетикой российского театра приходится выделять в сепаратный блок то, что мы называем социальным, имеющим прямую связь с проблематикой здесь и сейчас живущих людей (животных, камней, домов) и заточенным на возможность что-то изменить.
Две апрельские встречи рассуждаем об идеях «перемен» и утопий, с которыми в конкретных точках истории работали и работают люди из разных областей междисциплинарных практик. Театр как инструмент или как способ организации людей в таких случаях “спасает” самих участников, ведь “театр полезен прежде всего для того, кто им занимается” (цитата Борис Павлович).
И наоборот – театр может эстетизировать действительность через карнавал, превращение города в пространство «дрейфа», а горожан – в участников «монстраций».
Театр, не похожий на себя
«Каждый раз акцентировать свободу от имитационного театра» хочет Борис Павлович. Мы инфицированы зрительским (Кристина как критик) и практическим (Борис как режиссер) опытом 2000-2010-х. Имитационный театр не равен драматическому он может располагаться везде, где фейк заслоняет реальное тело человека/животного/растения/камня. Перформативное, ясно и доходчиво описанное Фишер-Лихте в ее старой уже книжке, осознается нами как необходимый компонент любого театра. Поэтому мы хотели бы говорить о театре, не разделяя его на «мейнстрим» (=драматическое) и «пограничное» (театр без актёров, роботы, лошади и прочая жесть).
Но не получается!
В мае мы будем говорить о том, кто впервые в истории театра заговорил о пространстве как самоценности спектакля (Георг Фукс), кто предложил новый тип обучения театру через инженерную лабораторию (Гордон Крэг), кто воплощал это на практике (Мейерхольд), как оттуда выросли идеи Хайнера Гёббельса и его учеников по Гиссену Rimini Protokoll. Почему имитация это не про театр, хотя, казалось бы, на ней все и строится. И как нам извлечь из этого опыт спасения самих себя в океане фейков.
6, 7 мая
18.00
Образовательный центр, Медиазал
Вход свободный, по регистрации
18+
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.