Борис Павлович, Кристина Матвиенко. Зачем нужен театр?

Бесплатно, по регистрации

Искусство и культура 18+

Цикл встреч

Борис Павлович и Кристина Матвиенко исследуют театральные практики как способ жить «лучше» в современной реальности.

В истории театра есть моменты, когда он сознательно выходит за пределы только «профессии» (или только «эстетики») и становится пограничным между искусством и жизнью полем. Идеи Николая Евреинова, педагогика Рудольфа Штейнера, театр Ежи Гротовского и антропологический театр Эудженио Барбы, коммуна Арианы Мнушкин, интернациональная труппа Питера Брука, педагогика угнетенных Паоло Фрейре, форум Аугусто Боаля, опыты работы с «другим» Бориса Юхананова, социальный танец Жерома Беля, социальная инженерия Rimini Protokoll, инклюзивные практики Бориса Павловича — все это размыкает театр вовне и в итоге помогает людям жить. В современном театре и перформативных практиках эта прагматика стала очень важной. Она круто меняет функцию и роль художника, чтобы прийти к какому-то новому виду деятельности — по преобразованию мира через преобразование себя.

Встречи предполагают живой диалог с аудиторией. Рассказываем, обсуждаем, при необходимости встаём со стульев и пробуем на себе.

Обратите внимание, встреча в воскресенье не повторяет субботнюю, а развивает заданную тему.

  • Борис Павлович — режиссер, педагог. Ставил спектакли в двух десятках городов от Таллина и Ярославля до Ташкента и Хабаровска. С 2006 по 2013 — художественный руководитель «Театра на Спасской» (Киров). Играет как актёр в спектаклях БДТ им. Г.А. Товстоногова и на независимых сценах Санкт-Петербурга. Лауреат национальной премии «Золотая маска».Придумал спектакль-грибницу «ЛЕС», состоящую из неопределённого количества частей, которые идут на разных площадках разных городов. Руководитель инклюзивной театральной компании «Разговоры» фонда «Альма Матер» в Санкт-Петербурге.
  • Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Кинофикация театра: история и современность» СПбГАТИ, Санкт-Петербург, 2010. В разные годы была экспертом и членом жюри фестиваля и премии «Золотая Маска», куратором программ «Новая пьеса», «Маска Плюс», Russian Case. Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и ридером фестивалей молодой драматургии «Любимовка», «Ремарка». Участвовала в лабораториях документального театра, молодой режиссуры, новой драматургии. Преподавала во ВГИКе, НИУ ВШЭ, НГТИ, на независимых образовательных платформах. Публиковалась в журналах «Театр», «Искусство кино», «Современная драматургия», «Петербургский театральныйжурнал», альманахе «Транслит»; газетах «Ведомости», «Независимая газета», «Экран и сцена»; интернет-порталах Openspace.ruLenta.ruColta.ru; в научных сборниках ШАГИ (РАНХиГС); в зарубежных журналах и интернет-порталах. Руководитель службы внешних коммуникаций и развития в Электротеатре Станиславский. Соруководитель (вместе с Еленой Ковальской) магистратуры «Социальный театр» в РАТИ-ГИТИС.

РАСПИСАНИЕ ВСТРЕЧ:

  • 4, 5 марта

Театр для самого себя

  • 15, 16 апреля

Театр перемен вокруг себя

Социальный театр всех изводов (и не только театр) – сейчас в центре теоретического и практического внимания. Это смешно – театр не может не быть социальным, ведь социальное – оно не между вами, оно в вас (Лев Выготский). Но на теле аполитичного и принципиально связывающего себя только с эстетикой российского театра приходится выделять в сепаратный блок то, что мы называем социальным, имеющим прямую связь с проблематикой здесь и сейчас живущих людей (животных, камней, домов) и заточенным на возможность что-то изменить.

Две апрельские встречи рассуждаем об идеях «перемен» и утопий, с которыми в конкретных точках истории работали и работают люди из разных областей междисциплинарных практик. Театр как инструмент или как способ организации людей в таких случаях “спасает” самих участников, ведь “театр полезен прежде всего для того, кто им занимается” (цитата Борис Павлович).

И наоборот – театр может эстетизировать действительность через карнавал, превращение города в пространство «дрейфа», а горожан – в участников «монстраций».

  • 6, 7 мая

Театр, не похожий на себя

«Каждый раз акцентировать свободу от имитационного театра» хочет Борис Павлович. Мы инфицированы зрительским (Кристина как критик) и практическим (Борис как режиссер) опытом 2000-2010-х. Имитационный театр не равен драматическому — он может располагаться везде, где фейк заслоняет реальное тело человека/животного/растения/камня. Перформативное, ясно и доходчиво описанное Фишер-Лихте в ее старой уже книжке, осознается нами как необходимый компонент любого театра. Поэтому мы хотели бы говорить о театре, не разделяя его на «мейнстрим» (=драматическое) и «пограничное» (театр без актёров, роботы, лошади и прочая жесть).

Но не получается!

В мае мы будем говорить о том, кто впервые в истории театра заговорил о пространстве как самоценности спектакля (Георг Фукс), кто предложил новый тип обучения театру через инженерную лабораторию (Гордон Крэг), кто воплощал это на практике (Мейерхольд), как оттуда выросли идеи Хайнера Гёббельса и его учеников по Гиссену Rimini Protokoll. Почему имитация это не про театр, хотя, казалось бы, на ней все и строится. И как нам извлечь из этого опыт спасения самих себя в океане фейков.

6, 7 мая

18.00

Образовательный центр, Медиазал

Вход свободный, по регистрации

18+

 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 7 мая 2023 в 18:00

Екатеринбург
ул. Бориса Ельцина, д. 3, Образовательный центр
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов