Лекция киноведа, научного сотрудника Госфильмофонда России Андрей Икко и показ фильма “Генеральная линия” в рамках цикла «Забытый немой»
Ельцин центр в сотрудничестве с Госфильмофондом Росии запускает новый цикл лекций об истории кино и показов немого кино с живым музыкальным сопровождением. В программе «Забытый немой» вы увидите как признанные шедевры немой эпохи, так и малоизвестные фильмы, многие их которых сохранились только в коллекции Госфильмофонда России.
Программа показов собрана научными сотрудниками Госфильмофонда специалистами по истории немого кинематографа. Они не только покажут фильмы, но и раскроют все тайны их создания, погрузят зрителя в контекст эпохи, помогут обнаружить неочевидные связи немых кинопроизведений с современностью.
В рамках цикла зрителям будут представлены работы таких известных режиссеров как Сергей Эйзенштейн, Джозеф фон Штернберг, Виктор Шёстрём, Алескандр Волков и других спустя почти столетие снова окажутся на большом экране, а живое музыкальное сопровождение сделает каждый показ уникальным.
Генеральная линия
1926-1929, СССР, 87 мин.
Киновед, научный сотрудник Госфильмофонда России Андрей Икко:
“От ярмарочного аттракциона к искусству, от невзыскательных короткометражных комедий к эпическим драмам и авангардным экспериментам — такой путь проделал кинематограф всего за первые двадцать лет своего существования. Ко второй половине 1920-х годов совершенствование формы, постоянная рефлексия кино над самим собой привели к тому, что кино уже все про себя знало, и именно этот период ознаменовался появлением десятков шедевров, навсегда ставших ориентиром, идеалом, к которому можно лишь стремиться, но достигнуть — невозможно. Программа «Забытый немой» призвана отразить, показать все то многообразие школ, направлений, течений, жанров, что сложились к 20-м годам, а также позволить зрителям увидеть сам путь становления столь сложного и прихотливого языка кино”.
Марфа Лапкина — простая крестьянка, живущая в ветхой лачуге обнищавшей деревни, и мечтающая о социалистическом переустройстве крестьянского быта. Не в силах больше терпеть нищету и голод, она — при поддержке участкового агронома и нескольких бедняков — задумывает создать в деревне молочную артель. Но осуществлению этого плана мешают местные кулаки, да и многие жители деревни не желают ввязываться в подобную авантюру. На помощь ей и ее товарищам приходит руководство городской ячейки компартии, и присылает из города в деревню первый трактор. Вскоре, несмотря на вредительство кулаков, артель начинает процветать, а количество тракторов увеличивается.
Фильм немой, показ будет проходить в сопровождении живой музыки.
Анонс лекции “Эйзенштейн едет в Госфильмофонд: кинематограф великого режиссера в собрании киноархива”.
Имя кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна прогремело на весь мир после выхода в свет “Броненосца “Потемкина”” (1925) — фильма, который и в дальнейшем, спустя десятилетия, не переставал привлекать к себе внимание зрителей. Однако немногие знают, что оригинальный негатив фильма был утрачен, поэтому версия, виденная миллионами, оказывается на поверку неполноценной, сокращенной. Та же участь постигла и многие другие фильмы прославленного классика советского киноавангарда — его фильмы цензурировали, вырезали фрагменты, а то и целые сцены, тем самым искажая авторский замысел. Так и “Генеральная линия” — фильм о бедственном положении советской деревни, прославляющий кооперативную сплоченность, после цензурных правок, связанных с изменившейся в стране обстановкой, стал во многом лишь агиткой коллективизации, принципы которой полностью противоположны первой версии фильма. Вышел он в прокат со значительным опозданием уже под совершенно другим названием “Старое и новое”. На протяжении десятилетий считалось, что первая, оригинальная версия картины была уничтожена, но в Госфильмофонде в 60-х годах ее обнаружили и восстановили. В лекции будет рассказана история о злоключениях, постигших фильмы Эйзенштейна 1920-1930-х, и о их восстановлении научными сотрудниками Госфильмофонда.
Между лекцией и показом фильма будет перерыв 20 минут.
Куратор кинопрограммы – Александра Биглер
Программа:
29 июля 17.00
Вход свободный, по регистрации
Кино-конференц-зал
16+
Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.